Блог от said_t Декабрь 19 2018 12:32:18

Зарядно-пусковое устройство ЗП-01

Промышленность выпускает большое многообразие зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Попадаются среди них повышенной мощности с функцией запуска двигателя. Спорить не буду, функция полезна, но при изготовлении самодельного зарядно-пускового устройства возникают некоторые трудности. Сложность в коммутации заряд – пуск, повышенная мощность трансформатора и регулирующих (выходных) элементов, в контроле напряжения на клеммах аккумулятора в момент пуска.  Еще много осталось мощных самодельных сварочных трансформаторов, все предпочитают новомодные инверторы, они и легче и качественней, а трансформаторы пылятся в гаражах и ожидают очередь в металлолом.

Почему об этом вспомнил? Кореш решил свой транс размотать и отнести в пункт приема металлолома, а пускового у него нету. Вот я и «напросился», тем более что в 90-х делал такие ЗПУ под заказ и не один десяток. В большинстве случаев я повторял одну схему, срисованную с промышленного аппарата Электроника ЗП-01, и которая была очень с хорошей повторяемостью. Практически никогда не приходилось что-то менять или подгонять. Все работало сразу.

Так как мой товарищ сам электрик, то трансформатор перематывал он сам. Подогнал имеющиеся силовые обмотки (центральные по схеме) под нужное напряжение (18-24в), добавил дополнительные сигнальные обмотки (крайние по схеме, тонкий провод с таким же количеством витков ). Моя задача состояла найти готовую, уже протравленную плату, которая где-то у меня осталась с далеких 90-х. Плату я нашел, но она мне не очень понравилась, пришлось рисовать новую уже при помощи компьютера. Нашли 2 мощных 160 амперных тиристора от промышленного сварочного генератора. Плату набили, все запихнули в корпус и мой кореш крутит стартер в морозные дни с помощью  ЗПУ-01 в нашем исполнении.

Схемка мне понравилась повторяемостью, не критичностью к деталям, возможностью применения как в маленьком зарядном устройстве на 5 Ампер, так и в пусковом с выходными токами до 400А (и такое делал). Стабильность регулировки, устойчивость к сетевым помехам, защитами от переполюсовки и случайных замыканий свободных клем. Защита заключается в том, что разрешение на включение дает напряжение правильной полярности с аккумулятора не ниже 6 вольт (в некоторых пределах возможно отрегулировать подстроечным резистором если нужно) и пусковой ток пойдет только когда напряжения на клеммах аккумулятора упадет ниже 10 вольт, до этого стартером будет крутить аккумулятор с подзарядкой. Если функция пускового устройства не нужна клемы х5 и х6 просто не выводите. Если нужно использовать зарядное как источник регулируемого напряжения(хотя по сути это регулятор мощности с некой стабилизацией напряжения)для проверки лампочки нужно точку «Контроль» замкнуть на + (плюс)при этом отключается вся защита. Но нужно помнить , что на выходе может быть от 17 до 27 вольт в зависимости от применяемого трансформатора и клемма «минус заряд» не является общим проводом, который соединен с корпусом. Если такой корпус будет касаться автомобиля, амперметр при зарядке может не работать, при запуске минус питания платы и корпус электрически соединены но и амперметр отключен схемой.

Вместо транзисторов КТ209 применял КТ501, КТ 814, КТ816, вместо КТ361 применял КТ3107. Вместо КД103а работают КД521 (кроме VD3-VD6, там нужны любые выпрямительные на 0,3 Ампера и выше, в одно время применял мостики КЦ407). Тиристоры ставил от КУ201 до таблеток с электровоза. Светодиоды – какие нравятся, желательно постарше, современные могут подсвечивать все время. Стабилитроны КС 175 и КС210 менял на КС168-182 и Д814В соответственно. Хотя и симметричный КС175 можно заменить на два Д814а-б. Это потолок нижнего напряжения, при котором включится зарядное устройство.  

Схемку лень перерисовывать, нашел в Нете две с различным качеством, думаю там все видно, я в свое время с тетрадного листка, в который перерисовал с готового аппарата, работал.

В архиве схемы и плата в LAY6. Удачного повторения.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Партнеры сайта
Подробная информация о встрече Макса Полякова из Firefly с президентом Украины
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
Фотогалерея
Каталог ссылок
Обратная связь
Поиск
Site Map
статистика
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
__________

Meta Tags
Зарядно---пусковое-устройство ЗП-01 трансформатор тиристор защита-заряда пусковой-ток схема-пускового заряд---пуск ЗПУ

© said_t 2009

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2012 by Nick Jones.

Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.