Блог от said_t Январь 19 2019 01:16:33

Как сделать печатную плату.
Есть множество способов изготовления печатной платы в условиях радиолюбительской мастерской, Америку открывать не буду, все давно описано, но в жизни часто бывает такое, как отсутствие определенного материала, навыка, условий, инструмента (особенно это касается глубинки). И неужели для 1-2 экземпляров приобретать все это? Выбирались простые технологии из-за повторяемости и не дефицитности материалов и инструментов. Короче, так как делаю я:
Развожу плату вручную на бумаге карандашом, затем рисую в стандартном Paint-е просто и сердито. Разводчиком пользуюсь иногда для подсказки в тяжелых местах (сила привычки, в начале я не знал разводчиков и редакторов плат). Рисунок обычно в масштабе большим оригинала. Перед печатью не заморачиваюсь с масштабированием и если не критично (неточность до 5%) вывожу рисунок через Word (там быстро масштабируется и устанавливать легко несколько экземпляров на одном листе (если рисунок платы маленький)). Несколько экземпляров - это перестраховка, вдруг на отпечатке будет изъян или перенос не получится, а такое частенько случается, и принтера в мастерской нет для повтора. Иногда печать делаю прямо с просмотрщика изображений или редактора.
Бумага для печати, это самое больное место, советуют много, лучше всего пленка для лазерной печати (сам не пробовал) работаю на старой, использованной факсовке (можно и новую) или любой другой термобумаге. Печатать со стороны термопокрытия. Подходит старая бумажная калька, пробовал промасленные бумаги, мелованные, подойдет бумага-подклейка к самоклеящимся обоям и пленкам. Принцип таков: тонер не должен глубоко сплавиться с бумагой, но и не осыпаться после печати. Иногда печать получается сильно жирная, тогда греть аккуратней надо, не расплющить толстый слой тонера и не размазать контуры рисунка. Тонкую термобумагу лазерные принтеры иногда не хотят протягивать, приходится подклеивать обыкновенный лист А4:



Рисунок, не должен попасть в зону подклейки. После печати факсовка с рисунком отделяется, обрезается (запас 5 мм до края линий рисунка и хорошо еще при рисовании сделать тонкой линией рамочку по периметру рисунка, по ней потом обрезать полученную плату и проклейку бумаги к фольге дает более равномерную, не коробит) выбраковываются плохие отпечатки. Текстолит или другой фольгированный материал очищают, протирают спиртом со стороны фольги. Для хорошего прижима текстолит ставится на ровную, плоскую, теплостойкую поверхность или под него ставится мягкая подкладка из нескольких слоев бумаги или ткани или лист резины. Нужный отпечаток ставим рисунком к фольге и с верху накрываем несколькими слоями тонкой ткани или бумаги (ткань не синтетика, обычно хлопок - ситец). Материал и толщина накрывающего слоя экспериментально подбирается в зависимости от времени и температуры нагрева и силы прижима, но слоев 4 обычно, для более равномерного распределения прижима и температуры. Пережимать не нужно, размягченный тонер на рисунке может размазаться.



Грею старым, тяжелым утюгом на максимальном разогреве около 1-2 минут через 4-5 слоёв тонкой детской пеленки или 6-7 слоев газетной бумаги прижимаю не сильно но достаточно, с легким круговым движением для равномерного прогрева, после прогрева плату опускаю в воду (осторожно плата очень горячая!). Отмачиваем и легко пальцами стираем приклеившуюся факсовку (как старинные переводные картинки), все зависит от навыков, вот тут и пригодятся дополнительные экземпляры, ведь при неудавшейся попытке перевести рисунок, его можно отмыть любым растворителем или спиртом и повторить прогрев снова, использовав резервную копию. Оттирать сильно не нужно (при неудачной бумаге) главное, что бы ворс не перекрывал рисунок, и все же к бумаге нужно "привыкнуть", так как с каждой по-разному выходит. Удачно переведенный рисунок высушиваем и просматриваем на предмет брака, размазанные контуры оцарапываем скальпелем, поврежденные дорожки дорисовываем цапонлаком.

Травить плату пробовал многими реактивами. Понравились - Азотная кислота, медный купорос и хлорное железо. Кислоту нужно разбавлять 1:1 с водой, работать очень аккуратно, и четко, очень опасный реагент!!!. Травится в течении 5-20 секунд!!! Но подходит только к рисункам сделанными цапонлаком и довольно таки дефицитна. Способ травления хлорным железом много описан и применяется в промышленности, но мне показался очень медленным. И хлорное железо так же для меня дефицит. Остановился на смеси медный купорос и обыкновенная каменная кухонная соль, не фторированная!!! Фтор взаимодействует с купоросом, этим замедляя процесс в десятки раз.
Пропорция: медный купорос 2 столовых ложки, соль 6-8 ложек (чем больше, тем не хуже), вода 0.5 литра. Растворяю все почти в кипятке 80-96 град С, и сразу травлю. В горячем растворе при постоянном помешивании травится односторонняя платка размером 5 см на 8 см около 9-10 минут, иногда удается и быстрей, все зависит от рисунка, толщины фольги, температуры и концентрации раствора, и активности перемешивания. Осторожно, при помешивании, не поцарапать рисунок!
Маленькие платы подвязываю на нитку и все время поддергиваю, иногда использую самодельный вибростолик - маленький моторчик с эксцентриком, прикрепленный к бортику фотокюветы, для перемешивания раствора можно применить автомобильный водяной насос для обмыва стекол (с пластмассовым рабочим органом). К примеру, без перемешивания плата травится несколько часов.
Еще старый способ травки: травил одной кухонной солью, ставил в теплое место концентрированный раствор. Плата травилась сутки - двое. После протравки готовую плату обильно моют в теплой воде с мылом, желательно со щеткой, смываем и остатки тонера, растворителями, сушим, поправляем дефекты (подрезка, фаски), сверления отверстий. Вот и плата готовая к лужению.
Лудить можно как площадки у отверстий, так и все дорожки. Есть опять таки множество способов лужения, на маленьких платах лужу все дорожки, пользуюсь мощным, разогретым паяльником (40-60 ватт) с ровно заправленным, луженым жалом и быстрыми движениями наношу тонкий слой припоя на дорожки (требуется навык, так как многие виды текстолитов отслаивают при перегреве фольгу). Есть химический способ лужения, способ ванны, вакуумного напыления... . Все они описаны в Интернете не однократно.
Комментарии
#1 | aakud Сентябрь 16 2011 12:04:57
концентрированный раствор соли это как ?
#2 | admin Сентябрь 17 2011 02:42:37
в горячей воде растворяют соли, столько, чтобы больше уже не растворялась.
#3 | wdvbcese Декабрь 18 2011 15:45:22
Критична ли модель принтера для вышеуказанных целей?Собираюсь купить samsung ,подойдет?
#4 | admin Декабрь 19 2011 02:07:29
на многих samsung-ах печать делал. тип принтера не критичен, хотя в некоторых древних Xerox-ах, приходилось экономию тонера включать уж слишком жирно печатали и при нажатии утюгом тонер превращался в жирную кляксу, в другмих, особенно новых HP, кажется маловат слой тонера. распечатать монотонное черное поле и смотреть не просматривается ли бумага, все должно выглядеть монолитно закрашенным.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Партнеры сайта
Макс Поляков провел встречу с Петром Порошенко в Днепре
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
Фотогалерея
Каталог ссылок
Обратная связь
Поиск
Site Map
статистика
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
__________

Meta Tags
печатная-плата травить-в-домашних-условиях медный-купорос-вместо-хлорного-железа цапон-лак

© said_t 2009

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2012 by Nick Jones.

Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.